Сегодня:
kz ru

«Таласские волны-2019» под нозванием «ЖЕЗ КИІК»

Жамбылской области Сарысуского района в городе Жанатас прошел отбор конкурса рамках I Областного фестиваля музыкального искусства «Таласские волны-2019» под нозванием «ЖЕЗ КИІК»

Целью конкурса является продвижение статьи "Болашаққа бағдар:рухани жаңғыру" и "ҰЛЫ ДАЛАНЫҢ ЖЕТІ ҚЫРЫ" ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Н.Ә.НАЗАРБАЕВА а также продвигая профессиональные навыки мастерства Ыкыласа Дукенулы передавая их из поколения в поколение, способствуя росту молодой молодежи и их профессиональных навыков в освоении инструмента кобыз.

Ыкылас Дукенулы происходил из казахского рода жетыру (Младший жуз), подрода (тама). Он родился в творческой семье: его дед Алтынбек был искусным ювелиром, кузнецом, мастерил музыкальные инструменты, играл на них, отец Дукен славился как кюйши-виртуоз. Поэтому Ыкылас с детства впитал в себя мотивы устного творчества (жыр, легенды, сказки, кысса), рано определился как музыкант — с 7—8 лет умел исполнять кюи отца, в 15 лет выступал перед большой аудиторией. Необыкновенный талант юноши был отмечен известными акынами Жанаком Сагындыкулы и Шоже Каржаубайулы, высокую оценку его музыкальному исполнительскому умению дали знаменитые Таттимбет Казангап-улы и Тока Шонман-улы.]

В 18-летнем возрасте Ыкылас внёс большие изменения в кюи отца, подняв их к высотам классической формы, тогда же он начал бороться за чистоту и ясность звучания кобыза.[ По словам А. К. Жубанова, он «первым вырвал кобыз из рук баксы и поставил этот замечательный народный инструмент с человеческим голосом на службу новой жизни народа».

Исполняя произведения устного народного творчества на кыл-кобызе, Ыкылас одновременно развил и углубил звуковой комплекс этого инструмента. Первые его оригинальные кюи тесно связаны с интонациями музыкального фольклора. В ряду других музыкальных произведений они отличаются необычностью темпа, ритмичностью построения, многогранностью тематического диапазона, идейным содержанием. Ему принадлежат кюи героико-эпического, философско-лирического плана («Кертолгау», «Коныр», «Ыкылас», «Казан», «Камбар — Назым», «Жезкиик», «Акку», «Шынырау», «Жалгыз аяк»), социально-гражданские, сатирические кюи, высмеивающие волостных управителей, представителей царской власти («Ерден», «Жарым патша», «Бесторе» и другие).

В городах Омске, Петропавловске, Акмолинске, на ярмарках, где бывал Ыкылас, он не находил себе равных в игре на кобызе. Его учениками были известные мастера народного искусства Сугир Алиулы, Ашай, Айкен, сын Ыкыласа — Тусупбек также мастерски играл на кобызе, научил кюям своего отца Д. Мыктыбаева










 

Пікір қалдыру

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив